Практики, как ежедневное движение по пути

Вокруг практик имеется много иллюзий, которые зачастую мешают людям понять практику или вообще ею заниматься.

Например, иногда можно услышать – я сделал Рэйки (или прошел семинар глубинного касания) и мне помогло только на короткое время. Я в таких случаях отвечаю так: «Я тоже попробовал чистить зубы, но мне не помогло, через два дня после того, как перестал – все опять так же как было».

Я хочу обратить внимание на такой важный аспект занятия практиками, как регулярность.

Давайте представим себе Путь, о котором так много говорят, как дорогу. А каждое занятие практикой или семинар как один шаг. Итак, вы прошли семинар, сделали шаг. Наступило завтра. Ваш выбор – стоять или идти дальше. Если вы продолжаете заниматься практикой вы идете вперед. Тогда окрестности вокруг вашей дороги также начинают меняться, идет движение, меняетесь вы, меняется дорога. Если вы выбираете стоять – воля ваша, но тогда не сетуйте на то, что ничего не меняется, на то, что практика (семинар) не помогли. Ведь вы просто сделали ОДИН шаг (что тоже немало, многие не делают и этого), и просто поменяли место стояния. Жизнь есть движение, и остановка движения значит смерть. Неважно физическая это смерть или смерть вас как человека и превращение в биоробота (Зомби).

Есть другой вариант движения – в сторону. Этот вариант тоже любим многими, но, по сути, он является вариантом бега на месте или «активного стояния». Когда это происходит – когда человек перескакивает от практики к практике, меняя семинары как перчатки, но не продвигаясь в одной практике, в одном направлении. И если в начале пути такое движение бывает допустимо – пока человек не найдет свою тропинку/, свою практику, то в дальнейшем оно сильно тормозит развитие. Понимание «духовной дисциплины» в частности и заключается в том, чтобы делать одно и то же каждый день и вчера, и сегодня, и завтра и послезавтра – сколько хватит сил.

Я задумывался над вопросом, возможно ли идти назад по пути. Еще в самой первой книге о Доне Хуане Карлос Кастанеда предупреждает, что если ты ступил на Путь – обратной дороги нет. Или прямо – или на обочину (умереть). Действительно, любое наше действие (даже бездействие) необратимо изменяет мир, просто мы не всегда это замечаем. Поэтому «Нельзя дважды войти в одну реку. Нельзя даже один раз войти в одну и ту же реку, потому что в каждый момент времени ты другой и река другая». Наверное, движение назад – это иллюзия.

Я читал о практике медитации, при которой человек просто смотрит на одну точку, сохраняя неподвижность в течение длительного времени. Я тогда подумал, что ничего интересного в этом нет. Но прошло время, и я прошел такую медитацию у мастера Ананда. Два часа с небольшим, которые она длилась, вместили для меня целую жизнь. У меня четко возникло понимание, что постоянная практика – это та же точка, вокруг которой происходит наше движение и изменение. Да, практика тоже меняется со временем, но все-таки она остается той же точкой, относительно которой мы меняемся больше всего.

Наступает новый день. И мы делаем шаг вперед. Потом еще шаг. Одни шаги даются легко, другие с большим трудом. Эго нашептывает нам: «Да что ты занимаешься одним и тем же – надо развиваться, есть практики круче, новее». Соблазны на пути манят уйти в сторону. Порою с этим трудно бороться, порою мы отчаиваемся, сдаемся, теряем ориентировку, но у нас есть способ движения. И как посох на который можно опереться на трудных участках пути, как компас, по которому мы определяем направление, бредя в потемках черной ночи нашей души, практика дает нам возможность сделать еще один шаг. И еще шаг. И еще…

Николай Мендель, 2007

Комментарии закрыты.